Главная / Статьи / Ментальная арифметика для школьников

Ментальная арифметика для школьников

Как работает ментальная арифметика?

С экранов телевизора, интернета, различных рекламных носителей, многие видят, как вполне обычные дети начинают считать с невероятной скоростью. Педагоги центров дополнительного образования с гордостью заявляют, что научат ваших детей работать с цифрами со скоростью калькулятора.

Ментальная арифметика для школьников

Но так ли важен этот навык и что скрывается за его освоением? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере из жизни одного первоклассника.

Мама с ребенком готовятся к урокам. Она открывает тетрадь, там вместо букв «корявые» значки. В классе делали фонематический разбор слов, в домашней работе необходимо выполнить по аналогии. Мама спрашивает:
– Как будем делать?
– Не знаю.
– Ну как ты не знаешь? Учительница объясняла?
– Да.
– На доске записывала?
– Да.
– А ты почему не переписал?
– Не успел.
– А почему не успел?
– Соседка по парте отвлекла.
– А ты что-то запомнил?
– Да.
– Ну, рассказывай.
– Не помню.

На самом деле: не переписал, – потому что графические навыки слабо развиты, не достаточно опыта. Не запомнил, что было написано на доске, и то, что говорила учительница, – потому что информация в долговременной памяти не удерживается. Отвлекался, – в силу возраста внимание не устойчивое. Возможно, отсутствует мотивация.

Второй пример. Мама открывает тетрадь. Там вопрос: сидят две птички клювиками одна на юг, а другая на север. Как такое возможно, если они смотрят друг на друга? Малыш отвечает: «Не знаю». – «Ну как ты не знаешь? Представь». А как он представит? Сформировать и удержать мысленный образ в своем воображении ребенку действительно сложно.

Ответ на вопрос «почему так происходит?», – лежит в зоне возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также методов их обучения и воспитания в дошкольном периоде.

Познавательные способности здорового ребенка такие, как память, мышление, внимание, воображение, речь, творческие задатки, могут развиваться и непосредственно в повседневной деятельности, когда он играет, рисует, смотрит, слушает и пересказывает сказки. Но также они могут тренироваться и целенаправленно, для достижения больших результатов относительно психологической нормы, что позволит ребенку в будущем успешнее осваивать школьные предметы, оперировать большим количеством информации, анализировать, делать выводы, ставить перед собой цели и добиваться представленного результата. Именно на решение этих задач направлена программа «Ментальная арифметика».

Даже сам по себе навык вычисления на счетах «соробан» или его еще называют «абакус», уже вызывает необходимость достаточного уровня удержания внимания, а многоступенчатость операций счета задействует аналитические способности. Комбинации «счетных косточек» формируют у ребенка представление о составе числа, что в дальнейшем облегчает процесс восприятия цифровой информации. Манипуляция косточками в реальном плане, тренирует точность движения пальцев, что немало важно в освоении графических навыков.

Ментальной методика названа из-за возможности осуществления счета в процессе визуального представления «счетных косточек» и манипулирования ими в своем воображении. Данный навык, говорит о высоком уровне развития образного мышления, устойчивости внимания и волевых качествах ребенка. Успешность и скорость его освоения целиком и полностью зависят от базового уровня умственных способностей детей. Поэтому занятия в первую очередь ориентированы на развитие познавательной мотивации и предпосылок к учебной деятельности:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умение внимательно слушать, точно выполнять задание;
  • умение ставить перед собой задачу, искать пути решения.

Каждое занятие включает в себя специальный комплекс упражнений и методов, направленных на развитие:

  • устойчивости, переключения и распределения внимания;
  • способности зрительного и слухового запоминания;
  • аналитических способностей;
  • навыков саморегуляции и релаксации;

Таким образом, навык быстрого вычисления является не первостепенной задачей, а появляется, как следствие формирования необходимых психологических качеств. Каждый ребенок индивидуален и работает в своем комфортном для него темпе. Целью обучения ментальной арифметике является – развитие интеллекта ребенка, повышение его потенциальных возможностей.

Нельзя забывать, что для достижения данной цели необходимо также учесть дополнительные факторы, которые непосредственно влияют на успешность обучения и воспитания детей:

  • их физическое и психологическое здоровье;
  • правильное питание;
  • здоровый образ жизни;
  • организация режима дня, сна и отдыха;
  • возраст (наибольшую результативность методика показала в группах с 5,5 до 10 лет).

Выжелкова М.А.
преподаватель по ментальной арифметике